Доклад Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на международной научно-практической конференции "Православная цивилизация и современный мир"
«Соработничество Церкви и государства как гарантия сохранения православных духовных ценностей»
Уважаемые участники и гости конференции, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас и желаю плодотворно потрудиться в рамках нынешнего научного форума.
Наше время воспринимается как время особой ответственности. От того, что удастся совершить нынешнему поколению людей, во многом будет зависеть и лицо государств, в которых они проживают, и лицо Церкви.
Современная цивилизация – как западная, так и восточнославянская – была построена на христианских духовных ценностях. Именно они на протяжении многих веков являлись тем стержнем, который позволял государствам выстоять перед лицом любых испытаний. Нации, сформировавшиеся как в Европе, так и в Америке, также в основе своих духовно-нравственных ценностей имеют христианство.
Процесс деградации общественной нравственности был запущен тогда, когда определенным политическим силам для установления и укрепления их власти потребовалось превратить народы в сборище индивидуумов, озабоченных лишь собственным благом и нимало не интересующихся ни общим благом, ни в целом судьбой своей страны. Ныне мы видим, что западная цивилизация практически полностью отвернулась от Христа и зачастую так и именуется – постхристианской. Соответственно, произошла утрата основополагающих духовно-нравственных ценностей.
В наше время на Западе главными ценностями считаются свобода и права человека. Однако в отсутствие христианской морали свобода превращается в свободу совершать любые грехи и не испытывать при этом ни малейших угрызений совести, а защита прав человека вырождается в защиту права на совершение грехов и навязывание общественному большинству извращенной морали меньшинства.
Современный мир болен многими общественными недугами. По словам святителя Василия Великого, «сдвинуты с места все пределы отцов, приведены в колебание все основания и все твердыни догматов» (О Святом Духе к святителю Амфилохию, епископу Иконийскому).
Для всякого верующего и вообще для любого человека представляют искушение три главных вызова, которые угрожают Православию в широком понимании: индифферентизм, экуменизм, глобализм. Из них проистекают и все остальные.
Индифферентизм отражает и показывает недостаток воли для различения понятий в сфере основных ценностей веры и нравственности. Вспомним, что говорит про такое состояние души апостол и евангелист Иоанн Богослов: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15-16).
Другой, не менее опасный вызов, стоящий сегодня перед Православной Церковью и перед каждым православным человеком, – это экуменизм, естественное порождение индифферентизма. Последний во многом ослабил в православных ревность к вере и спасению, традиционным ценностям, возвышенным идеалам. На подготовленной таким образом почве легко пустил корни экуменизм, пытающийся стереть и устранить различия между светом и тьмою, православной верой и разными еретическими учениями, между Церковью Православной и существующими христианскими деноминациями, по сути своей ересями, которые по инерции называют «Церквями».
Третий вызов – глобализм – не имеет основой ни прозелитизм (переманивание верующих из одной религии в другую), ни экуменизм (намеренное упущение из виду и небрежение различий между верами ради сближения и объединения). Как видно из самого названия, глобализм имеет отношение ко всему, стремится стать мировой религией без Бога. Потому от своих «апостолов» ожидает и требует в качестве первого шага не отречься от своих веры, нации и т.п., но презреть их, высмеять, оплевать. Презреть всякую свою ценность и величие, своих национальных героев, традиции, святыни.
Каким образом возможно противостоять этим трем вызовам, а также противодействовать дальнейшему распаду общественной морали и нравственности? Между Церковью и государством должен быть диалог и активное взаимодействие в решении жизненно важных вопросов, к которым обязательно следует отнести вопросы нравственности – личной и общественной… Церковь и государство должны взаимодействовать, способствуя духовному и материальному процветанию народа.
Прочным фундаментом для сотрудничества Церкви и государства являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 году Архиерейским Собором РПЦ. Этот важный документ, в том числе, содержит результаты богословского осмысления церковно-государственных отношений в современном и историческом контексте. Позволю себе напомнить вам его основные положения.
Во-первых, Церковь признает, что государство является необходимым элементом жизни в поврежденном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха. Однако государство вторично с точки зрения воли Божией и не является самоцелью или самостоятельной ценностью, но инструментом по ограничению господства греха в мире.
Во-вторых, природа государства и Церкви различна. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом. Государство создано в историческом этапе. Целью Церкви является спасение людей для вечной жизни. Цель государства – создание мира земного.
В-третьих, Церковь утверждает, что достижение спасения невозможно без соблюдения нравственных норм. Соответственно, цели государства и Церкви совпадают на данном этапе. Таким образом, государство может оказать содействие Церкви в выполнении этой миссии.
В-четвертых, с точки зрения Церкви, светский характер государства не должен означать выдавливания религии из всех сфер жизни общества, отстранения Церкви от участия в решении общественно значимых задач, лишения права давать оценку действиям властей. Церковь является значимым институтом гражданского общества и вправе рассчитывать на то, чтобы ее голос звучал и чтобы к нему прислушивались. В частности, Церковь вправе указать государству на недопустимость «распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни».
В-пятых, в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых проектов Церковь рассчитывает на поддержку государства.
Как же нам, православным людям, противостоять столь сильному внешнему давлению и не утратить свои духовные ценности? Только общими усилиями, при тесном соработничестве Церкви, государства и общества, мы можем правильно воспитать молодое поколение и, соответственно, таким образом сохранить наши страны от распада. Ведь, как правило, при любых нестроениях в обществе или государстве главной движущей силой, жаждущей перемен, являются именно молодые люди. Если они не имеют должного воспитания, то вся их общественная активность способна нести только разрушения.
Как нам воспитать молодое поколение не равнодушными ко всему и вся любителями удовольствий и развлечений, а достойными сынами своего земного Отечества? Для этого мы должны, в первую очередь, помочь им стать православными не только по названию, но и по внутренней сути, истинными чадами Русской Православной Церкви.
Созидание как государственности, так и национального характера невозможно без глубокой связи с историческими корнями народа, с его церковной и светской культурой.
Именно Церковь призвана поддерживать высший духовный уровень, который был бы образующим всякую форму в народе, в его традиции, в его жизни. Дух Православия должен творить себе всякую достойную форму, в том числе и экономическую, и политическую, и культурную.
Как напоминает нам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «…ни одно здание не может быть построено (без камня веры), …чтобы в нем радостно и мирно было жить, чтобы оно не угрожало разрушением и падением, чтобы под этими развалинами не погибала человеческая жизнь или жизнь страны. Важно, чтобы в основании был этот камень – камень веры. И это справедливо не только по отношению к истории, к стране, к обществу, к государству, это справедливо по отношению к каждому конкретному человеку».
Так что же необходимо делать в такое время и при таких обстоятельствах, которые мы переживаем ныне? Остается нам, как верным чадам Православной Церкви, еще крепче прилепиться к нашим традиционным ценностям, дабы подражать нашим славным и святым предкам, явившим пример, как нужно жить на этом свете, чтобы стать достойными гражданами Царства Христова на том свете.
Патриарх Сербский Павел, проживший очень долгую и достойную жизнь, говорил так: «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». И это верно для любой страны и для любого времени.
Слово Церкви редко бывает услышано. Нам говорят – вы возлагаете на нас бремена неудобоносимые. Но мы должны брать пример с альпинистов, которые страхуют себя разными креплениями для того, чтобы не сорваться в пропасть. Пути человеческой жизни пролегают над многими пропастями, и когда нас кто-то страхует – это делается нам во благо, чтобы мы не сорвались с крутизны жизни в пропасть греха и не погибли вечной смертью.
«Есть только один путь – путь с Богом, – напоминает нам Святейший Патриарх Кирилл. – И если мы пойдем по этому пути, никакие опасности ни в общественной, ни в государственной жизни не поколеблют нашего духа; никакие скорби не надломят нас и не омрачат нашу жизнь. Потому что если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы разрушить нашу жизнь».
В заключение хочу пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, неизменно держаться святой веры православной и жить по вере, соблюдая и исполняя священные заповеди Божии.
Мы живем в многонациональном регионе. И здесь особенно заметно, что все мы – дети Одного Отца Небесного. У нас похожие проблемы и сходные желания: мы хотим быть достойными наследия наших отцов, достойными Евангелия, которое учит нас всех любить, быть взаимовежливыми и доброжелательными, помогать друг другу, несмотря ни на какие временные различия.
Будем помнить, что Отец Небесный всегда с нами, что Он готов даровать нам всё – лишь бы мы отвергли зло, были достойными носимого Креста и каждый шаг нашей жизни направляли ко Господу.
Благодарю за внимание.
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский
23 июня 2014 г.