Доклад Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на «круглом столе» на тему: «Вандализм как проблема современного общества»
Дорогие братья и сестры!
Ныне мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему, которая затрагивает не только Православную Церковь и светские органы власти, но и каждого из нас. В последнее время участились случаи вандализма – осквернение поклонных крестов, памятников и могил, что является абсолютно недопустимым ни по светским, ни по церковным законам. Однако важнее всего то, что совершение актов вандализма не только наносит вред нашему общему культурному наследию, но и является душепагубным для самих вандалов. Если мы с вами совместными усилиями сумеем воспрепятствовать дальнейшему распространению вандализма, то благодаря этому сохраним историческую память и убережем души наших сограждан от пагубного рабства греху.
По моему мнению, большинство случаев вандализма – это обычное хулиганство. Однако случаются и провокации, целью которых является расшатывание межнационального и межконфессионального мира в нашей республике, дестабилизация в обществе. К счастью, для нас это не очень характерно, в отличие от, например, России. Там некоторой частью общества, упоенной ультралиберализмом, навязывается идея снятия любых правовых и нравственных ограничений свободы творчества и самовыражения – может быть, кроме ограничений, связанных с жизнью и здоровьем индивидуума.
Апогеем такого подхода являются наиболее кощунственные провокации, направленные в самую сердцевину уклада жизни разных народов – в религиозность и в чувствительные исторические воспоминания. Свободой творчества, самобытностью и новизной прикрывается циничное и безнравственное поведение людей, именующих себя художниками, журналистами, режиссерами, литераторами.
Конечно, возможны и такие случаи, когда вандалы столь варварским способом пытаются привлечь внимание к каким-либо проблемам. Однако на деле получается, что они не только нарушают законодательство, но и преступают морально-этические нормы.
Думается, что верующие не должны поддаваться на подобные провокации, а правоохранительным органам необходимо предпринимать все меры для розыска правонарушителей, тщательно расследовать случаи вандализма и делать всё возможное, чтобы не допустить этого впредь. Кроме того, по каждому такому факту мы должны давать его однозначную оценку, выступать с осуждением подобных акций.
Представляется также очень важным, чтобы люди, способные совершить акты вандализма, твердо усвоили: наказание будет неотвратимым. В настоящее время, как мне представляется, это не совсем так. В Уголовном кодексе ПМР имеется в наличии соответствующая статья, которая объявляет невозможным вандализм, возбуждение межнациональной розни, надругательство над памятниками, публичное осквернение, порчу или уничтожение религиозной и богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики. Однако, по-видимому, далеко не все знают о наличии данной статьи либо потенциальные вандалы уверены, что именно их наказание не коснется.
Увеличение числа случаев вандализма, несомненно, является прямым следствием нравственной деградации общества. При непротивлении этому злу в обществе постепенно отмирают некие жизненно необходимые табу. Ранее всегда существовал порог, который даже самые отъявленные негодяи не могли переступить. К глубочайшему сожалению, в наше время акты вандализма совершаются всё чаще и, судя по всему, будут совершаться в дальнейшем.
Наличие в приднестровском обществе людей, способных совершить акт вандализма, указывает на наши общие серьезные недоработки в области воспитания молодого поколения. Только человек, не сумевший усвоить в самом раннем возрасте морально-этические нормы, принятые в данном обществе, сможет поднять руку на его историческое прошлое и духовные ценности. Однако в любом случае даже вандал вряд ли равнодушно воспримет, если на могиле его родственников будет кто-то плясать или осквернит надгробие.
И вот здесь перед нами встает вопрос: на каких духовно-нравственных ценностях следует воспитывать нашу молодежь? За годы «разгула капитализма» на постсоветском пространстве мы имели возможность убедиться, что на так называемых европейских ценностях можно воспитать только эгоистов и индивидуалистов, для которых нет ничего святого и которых заботят лишь собственный комфорт и личное благополучие.
После того как была разрушена советская система воспитания и появилась установка на то, что общество не должно иметь объединяющей идеологии, вдруг оказалось, что большинство населения дезориентировано, и «общего знаменателя» нет. Конечно, хорошо, когда в государстве главенствует закон, но обязательно должно быть что-то выше него. У нас, в государстве, где более 90% считают себя православными, люди, в первую очередь, должны понимать, что всё – от Бога. Надо возвращаться к Нему и строить соответствующую систему морально-этических и духовных координат. Люди, исповедующие любую из традиционных религий, понимают, как можно поступать и как нельзя.
Неоднократно всем нам приходилось слышать про потерянное поколение, но, по моему мнению, этими словами кое-кто уже научился прикрываться и оправдывать свое бездействие. В том, что касается воспрепятствования случаям вандализма, было бы наивно рассчитывать только на милицию. С моей точки зрения, с юными приднестровцами необходимо вести разговор о нравственных нормах и православных духовных ценностях. Это должен быть прочный фундамент, на котором станет базироваться весь процесс воспитания молодого поколения.
Других принципов нравственности, кроме религиозных, в мире не придумано. Даже те, которые существовали в атеистическом государстве – Советском Союзе, в основе своей базировались на христианских заповедях. Поэтому, нравится это кому-то или не нравится, но не существует другого способа воспитать человека нравственного, кроме того, как дать нашим детям возможность познакомиться с заповедями, научить их жить по ним, дать им возможность узнать о Христе. Если общество не придет к осознанию этого факта, агрессия и проявления вандализма будут лишь нарастать: как по отношению к Церкви, так и по отношению к обществу и государству в целом.
26 марта сего года Межрелигиозный совет России принял заявление об опасности осквернения священных символов. В нем, в том числе, говорится следующее: «Мы рады тому, что провокации, разделяющие людей через осквернение того, что для многих из нас дорого и свято, встречают должный отпор и осуждение. Религиозные лидеры реагируют на такие действия своим твердым словом, общество отвечает осуждением и гражданским протестом, государственная же власть, по нашему мнению, призвана обеспечивать соблюдение законности и сохранение гражданского мира.
…Призываем всё общество: не позволяйте ослабить наше единство, посеять рознь между людьми разных национальностей и религиозных культур!».
Думается, что все эти призывы актуальны и для нашей республики. Народы Приднестровья за более чем два столетия наработали опыт совместного проживания. Межнациональное и межконфессиональное согласие всегда являлось отличительной чертой нашего края. На фоне происходящих в мире событий, межрелигиозных и межнациональных конфликтов, нам необходимо и далее оставаться примером дружественного отношения друг к другу представителей разных народов и религий, сохранять традиции единения и добрососедства.
Хочу выразить надежду, что совместными усилиями государства и Церкви удастся изменить ситуацию к лучшему, защитить от поругания нашу историю и воспрепятствовать осквернению нашего собственного прошлого.
Благодарю за внимание.
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский
16 июня 2015 г.