Приветственное слово Архиепископа Саввы на православной научно-просветительской конференции «Преподобный Паисий Величковский в историческом и культурном наследии Приднестровья»
Уважаемые участники и гости конференции,
дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех, кто ныне собрался в этом зале, чтобы обратиться к опыту жизни преподобного Паисия Величковского и к его богатому духовному наследию. Отрадно сознавать, что, несмотря на прошедшие три столетия со времени рождения этого особо чтимого в нашем крае святого, он неизменно воспринимается нами как духовный учитель и наставник, в чьих трудах мы можем почерпнуть немало полезного для души и даже, сколь ни удивительным может показаться на первый взгляд, для решения тех или иных сиюминутных проблем.
Прежде чем обратиться к опыту жизни святого старца Паисия, чтобы понять, чем именно он особо близок нашим современникам и соотечественникам, попробуем вспомнить ту сложную эпоху, современником которой был этот святой старец. В XVIII веке в России во многом были утрачены святоотеческие традиции монашеской жизни, и она по сути превратилась в некую разновидность совместного проживания без его духовного наполнения. В семинариях и академиях обучение велось на латинском языке и было построено опять-таки не на духовных основах, а на неких формальных признаках.
Что мог сделать в подобной ситуации обычный человек? Если вера его была слаба и формальна, ему оставалось только плыть по течению, всё более и более нанося вред своей душе. Не так поступил преподобный Паисий, чья вера была крепка изначально и неизменно крепла в ходе преодоления различных жизненных препятствий. Он не смирился с бездуховностью современной ему монашеской жизни, а постарался изменить хотя бы то немногое, что от него зависело. Преподобному Паисию приходилось жить в убогой келии, питаясь хлебом и водой, да и то через день, четыре года провести в одиночестве и безмолвии. Его утешением и путеводной звездой были рукописи святоотеческих писаний, которые он находил в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей. Впитывая в себя опыт древних подвижников, Паисий постепенно превратился в мудрого наставника.
Вспомним также, что именно преподобный Паисий написал монастырский устав, в котором мирно соседствует жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная – те самые известные нам две основы монашества: молись и трудись. До него долгое время шли сильнейшие споры о том, что важнее для монашеской жизни, и только святой Паисий сумел поставить в них точку.
Старец Паисий ясно сознавал, что без опоры на святоотеческий духовный опыт идти незаблудным путем ко спасению и вести за собой многочисленную братию, вверившуюся ему, не представлялось возможным. Он сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока, непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вел беседы с братией, читал им и комментировал святоотеческие труды. И усилия преподобного Паисия не пропали даром: многочисленные ученики и сподвижники старца понесли живую веру во многие монастыри Молдавии, Украины, России, Греции. Более ста русских монастырей возродилось к активной монашеской жизни. Поднялись и достигли расцвета древние северные обители – Валаам и Коневец, прославились на всю Россию Оптина и Глинская пустыни, возродилась Троице-Сергиева Лавра.
Как видим, даже в самых тяжелых внешних условиях с Божией помощью можно совершить такое, что кажется невозможным для одного человека. Нужно только искренне верить, молиться и трудиться, достойно неся свой крест.
А теперь попробуем понять, почему святой старец Паисий по-прежнему близок нам и почему он является столь почитаемым в нашем крае.
Обратимся памятью к относительно недавнему периоду современной истории. В конце 80-х годов прошлого века Приднестровье по воле Божией оказалось вынесено на гребень важнейших исторических событий. В такие моменты людям по вполне понятным причинам начинает казаться, что именно от них практически ничего не зависит. Что это совсем не так, блестяще доказали приднестровцы, которые сумели сообща противостоять внешним угрозам, а в дальнейшем даже добились создания на земле Приднестровья самостоятельной церковной структуры – Тираспольско-Дубоссарской епархии. Почему всё это стало возможным? Главной причиной видится то, что приднестровцы проявили лучшие качества православного человека: соборность, готовность поступиться личным ради общего и даже пострадать за братий своих, постановка во главу угла не материальной выгоды, а неких общих духовных ценностей и постоянное обращение за поддержкой к Богу и Церкви.
Для приднестровцев очень важным опытом из жизни святого старца является также и то, что он никогда не разделял братию по национальному признаку. В тех обителях, которые он возглавлял в разные годы, неизменно царил евангельский дух любви, прочно соединявший разных по возрасту и языку иноков. Молдаване, украинцы и русские жили там единой душой и единым сердцем. Именно так и на земле Приднестровья, где никогда не было конфликтов на национальной почве.
Духовный опыт преподобного Паисия наглядно показывает нам: даже в самых тяжелых внешних условиях с Божией помощью можно совершить такое, что кажется невозможным для одного человека. Нужно только искренне верить, молиться и трудиться, достойно неся свой крест. Будем же всегда помнить об этом, и Господь никогда не оставит нас!
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский
12 сентября 2022 г.