Приветственное слово Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на открытии «круглого стола» «Верность Богу, Отечеству и долгу: святые Царственные страстотерпцы глазами потомков», посвященного 100-летию расстрела Царской семьи
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Ныне мы с вами вспоминаем трагическое событие, когда в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Император Николай II, его семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие их участь. Грех цареубийства сыграл главную роль в страшной судьбе России и Русской Православной Церкви в XX веке, а также явился причиной многих трагических событий во всем мире.
Известно, что большинство участников революции, тогдашних разрушителей России, действовали во имя её созидания. Среди них много было по-своему честных, мудрых людей, которые уже тогда думали, «как обустроить Россию». Но это была мудрость земная, душевная.
Мы говорим, что царь являлся помазанником Божиим. Это означает, что земная власть Государя имеет источником власть божественную. Следовательно, отречение от православной монархии было отречением от божественной власти, которая призвана на земле направлять наше общее течение жизни к духовным и нравственным целям.
После отречения от царя, в котором народ принял участие своим равнодушием, не могло не последовать небывалых доселе гонений на Церковь и массового отступничества от Бога. Об этих скорбных событиях преподобный Серафим Саровский говорил, что ангелы не будут успевать принимать души.
Святитель Василий Великий сказал: «Каждый правитель может править, но только царь может умереть за свой народ». Именно так и поступил Государь, когда пришла его пора сделать судьбоносный выбор за себя и всю свою семью – умереть за народ или озаботиться сохранением собственной жизни.
«Нет такой жертвы, которую я не принес бы ради России», – говорил Государь, и это не были пустые слова, как нам теперь известно. Жертва была принесена. Он и вся его семья погибли среди ненависти горячо любимого ими народа.
Еще при жизни Государя на него и его семью были пролиты потоки клеветы. У него отняли победу в войне, которую он приготовил многолетним трудом, у него отняли царство, свободу и саму жизнь. Но никто не слышал от него слов ропота и осуждения. «Говорят о его слабости, а ведь он сильнейший из сильных: победил самого себя», – так отзывалась о Государе его Августейшая супруга, которая знала его лучше всех.
После злодейского убийства Царской семьи не только их тела были преданы поруганию, но и сама память опорочена. Более восьмидесяти лет о них в России или совсем не говорили, или говорили с осуждением и насмешкой.
Однако потом случилось явное чудо. Гнев и ненависть в сердце русского человека заменились любовью и чувством вины. Постепенно народное почитание Царственных мучеников стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были причислены к лику святых страстотерпцев. Ныне они молятся за Россию и за каждого православного, обращающегося к ним за помощью.
Сегодня, в день памяти святых Царственных страстотерпцев, нам с вами особенно уместно вспомнить их жизненный опыт и извлечь для себя то ценное, что позволит достойно преодолевать трудности, безбоязненно отстаивать свои убеждения, быть мужественным перед лицом любых испытаний и любых врагов. Ведь страдания (не только физические, но и нравственные), которые претерпели святые Царственные страстотерпцы, превосходят меру человеческих сил и возможностей. Только смиренное сердце, без остатка преданное Богу, способно было понести столь тяжкий крест.
В завершение хотел бы привести слова митрополита Антония Сурожского о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, среди которых главное место занимают святые Царственные страстотерпцы: «Мы должны быть благоговейно благодарны за их подвиг, за величие их души, за дерзновение их жизни; но каким вызовом является их жизнь для нас. Мы живем жизнью серой, часто без подвига внутреннего, и, конечно, без внешнего подвига. <…> И их память мы должны совершать не только тем, …чтобы дивиться на них, а тем, чтобы, взглянув в их жизнь, стать подобными им, отдать свое сердце, отдать свою жизнь для служения Тому Богу, Который нас научил такой любви».Призываю вас почаще прибегать к духовному и жизненному опыту святых Царственных страстотерпцев. Храни вас Господь!
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский
17 июля 2018 г.