Доклад Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы «Православная культура – фундамент патриотического и духовно-нравственного воспитания. 29.08.2017 г.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, дорогие братья и сестры!
Приветствую вас на традиционном педагогическом форуме и желаю плодотворно потрудиться – как ныне, так и на протяжении приближающегося нового учебного года.
Почему я посчитал необходимым выбрать именно такую тему для своего выступления? Мою глубокую обеспокоенность вызывает то, что за последние два года в средних учебных заведениях республики в несколько раз сократилось количество учащихся, изучающих «Основы православной культуры». Если ранее, когда этот предмет не являлся одним из модулей «Основ мировых религиозных культур и светской этики», его изучали факультативно несколько тысяч юных приднестровцев, то ныне их количество не насчитывает и тысячи.
В чем же причина? Вы можете сказать, что дети или их родители вправе выбрать другой модуль – «Основы светской этики». Но действительно ли они сами совершают этот выбор? Не является ли он зачастую навязанным? Информация, поступающая в епархию из самых разных школ, позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Почему так происходит? Конечно, педагогу намного проще преподавать «Основы светской этики», а не «Основы православной культуры». Однако в этом случае, сэкономив время и силы «здесь и сейчас», в дальнейшем вы, педагоги, вынуждены будете тратить их в разы больше, поскольку во множестве воспитаете «иванов, не помнящих родства».
Мне могут возразить, что сейчас ситуация начинает меняться к лучшему, поскольку принято решение активно внедрять в школьную программу изучение «Основ православной культуры». Однако у меня эта новость вызывает отнюдь не радость, а разве что осторожный оптимизм. Почему? Да по той причине, что до меня доходит несколько странная информация. С одной стороны, решили вводить «Основы православной культуры», а с другой – как бы и не совсем. Вновь происходят какие-то малопонятные чиновничьи игры, в результате чего предмет стал именоваться «Основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья». Более того, составителям его программы рекомендовано в рамках данного курса ознакомить школьников также и с другими религиями, кроме православной, чьи последователи проживают на территории Приднестровья.
Создается впечатление, что представители сферы образования, хотя в основной своей массе и именуют себя православными, но являются таковыми лишь на Крещение и Пасху. В остальное же время всеми силами избегают даже названия «православный», к чему бы оно ни прилагалось.
По данным переписи населения ПМР и по результатам различных социологических опросов создается вполне благостная картина. Большинство приднестровцев уверенно позиционирует себя в качестве православных. Думается, что и здесь, в зале, многие вполне искренне считают себя духовными чадами Русской Православной Церкви. Однако при этом почему-то забывается, что быть по-настоящему православным человек может лишь в том случае, если он знаком и с основами вероучения, и с родной православной культурой. Кроме того, нужно постоянно помнить, что вера без дел мертва. А что мы видим ныне? В православном по названию обществе взрослые, и в том числе педагоги, старательно и последовательно ограждают детей не только от изучения основ православной веры, но даже от изучения «Основ православной культуры». При этом постоянно приходится слышать такой довод: государство, мол, у нас светское, поэтому незачем навязывать детям религиозные предметы.
А вот здесь мы явственно видим, что и взрослые, наравне с детьми, не знают азов своей культуры и даже не в состоянии отличить культурологический предмет от богословского. Но разве не должен каждый гражданин знать основы культуры своего Отечества? Мы постоянно твердим о верности традициям предков, заверяем, что храним заветы Суворова, но при этом «выводим за скобки» то, что Александр Васильевич и его героические воины твердо знали: Богу молись – от Него победа. Так что же получается? Мы превозносим суворовские победы, но решительно отсекаем их духовные корни?
Введение в образовательный курс предмета «Основы православной культуры» – это долгожданное обретение своей исторической памяти. На протяжении более чем тысячи лет Россия развивалась именно в рамках православной культуры. При этом уже в Киевской Руси до монгольского ига христианство было усвоено как религия любви. Великий киевский князь Владимир Мономах в своем поучении детям осуждает гордость и суету, видит в природе красоту и Славу Божию, высоко ценит молитву, советует быть ко всем людям доброжелательным: «Не проходи мимо любого, не приветив его, скажи ему доброе слово».
Это ли не лучшие черты воспитанного Православием национального характера: отзывчивость, готовность прийти на помощь? Часто ли мы преподаем нашим детям такие уроки мудрости? Замечательный русский философ Иван Александрович Ильин, говоря о воспитании любви к своему Отечеству, напоминал, что начинать надо с языка, затем идут песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство.
Давайте вспомним о том, что в России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания наших детей и молодежи необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:
– культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),
– нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),
– этнокультурном (на основе национальных православных традиций народов, населяющих Приднестровье).
Здесь мне представляется уместным напомнить о неразрывном единстве семьи и национальной культуры. Если уклад традиционной семьи определил характер нашей национальной культуры, то, в свою очередь, и наша культура всегда была хранительницей семейных традиций. ХХ век стал испытанием и для нашей культуры, и для нашей семьи. Их кризис имеет одну природу – духовную. Мы являемся свидетелями того, как духовно пораженная культура разрушительно влияет на семью, а вырастающие вне семейных традиций поколения отторгают ценности национальной культуры. Сегодня уже никого не удивляет, что родители и дети говорят на разных языках, имеют разные запросы, порой несовместимые ценности. В результате самые близкие люди оказываются почти чужими.
Зависимость воспитания, в том числе и семейного, от характера национальной культуры осознается далеко не всеми. Однако чем дальше мы уходим в воспитании от сути, от духа своей культуры, тем разрушительней последствия для семьи. Распадение традиционной семьи и одиночество людей стали следствием устремленности к внешним атрибутам цивилизованности и отступления от духовно-нравственных истоков родной культуры.
В современных условиях на первый план выходят мода, стиль жизни, эстетические стандарты, которые определяют устремления и поведение входящих в жизнь поколений. А это означает, что ответственность педагогов за наше общее будущее безмерно возросла. От того, какие образы станут привлекательными для молодежи, войдут в ее сознание, зависит то, по каким нормам она будет жить, к чему стремиться.
Спасением для всего русского мира и для нашего государства как неотъемлемой его части может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Осознание этого фундаментального факта всё более распространяется в нашем обществе, однако, к сожалению, по инерции игнорируется многими деятелями образования. Возрождение Православия, необходимость его в качестве мировоззренческого основания ими как бы не замечается.
Вместо вдумчивого и бережного возрождения истоков нашей нравственности и культуры в образовании в последнее время распространилось бездумное экспериментирование, нелепое подражательство западным образцам, прямая агрессия на духовно-нравственные основы нашего образа жизни, отрицание необходимости воспитания вообще. Однако известно, что образование без духовно-нравственного воспитания прививает цинизм и беспринципность, ведет «только к изворотливости во зле», по словам И.А. Ильина.
Как же нам воспитать молодое поколение не равнодушными ко всему и вся любителями удовольствий и развлечений, а достойными сынами своего земного Отечества? Для этого мы должны, в первую очередь, помочь им стать православными не только по названию, но и по внутренней сути. Незнание, отрыв молодежи от своей культуры создает духовный вакуум, в котором разврат именуется альтернативной формой семьи, а убийство нерожденного младенца нравственно, дабы не плодить нищету. «А ведь без зачатков священного и прекрасного нельзя пускать человека в жизнь», – писал Ф.М. Достоевский.
Так почему взрослые, озабоченные судьбой страны люди, противятся возвращению к своим основам? Почему, возмущаясь растленностью печатных и электронных СМИ, мы тратим энергию не на борьбу с этим агрессивно наступающим злом, а на то, чтобы наши дети выросли, так и не узнав имена своих святых и героев? Почему так легко укореняются в нашей жизни всевозможные «Хелоуины» и праздники святого Валентина? Почему для нас самих, а стало быть, и для детей мерилом всех достоинств становится материальный успех, а целью жизни – праздные развлечения?
Однако мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Нравственные знания становятся прочувствованным опытом именно в процессе обучения и воспитания. Именно поэтому русская культура должна остаться центром содержания образования в нашей школе, а Православие – его духовно-нравственным основанием.
Пусть каждый из вас задаст себе вопрос, в каком окружении он хочет жить через 5-10 лет. В обществе людей безжалостных, расчетливых дельцов, манкуртов без роду и племени? Конечно же, нет. Вот поэтому мы сегодня и говорим о православной культуре. Ведь культура в переводе с латинского –это возделывание, а православная культура – это культура возделывания народного духа. Да, это сложно. Как и любое восхождение, движение к святыням, вершинам культуры потребует терпения, знаний, веры.
В исторических испытаниях Православие не однажды спасало русскую культуру, а сегодня русская культура призвана помогать возрождению Православия, возрождению семьи на традиционных для русской культуры ценностях. В своих лучших достижениях наша культура всегда была и остается православной, и наша задача сохранить ее, при этом не превратив для будущих поколений в музейный раритет.