Доклад Епископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на научно-просветительской конференции "Славянские чтения"
Наследие святых РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ
Кирилла и Мефодия
И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Уважаемые участники и гости конференции!
Сердечно поздравляю вас со знаменательным событием в жизни нашего края – с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей народов славянских.
Ежегодно 24 мая весь славянский мир отмечает Дни славянской письменности и культуры. Одиннадцать столетий назад, в 863 году, в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии князя Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране.
Византийский император решил отправить туда ученых монахов, знакомых с жизнью и нравами местного населения. И тогда-то Церковь Македонская представила славянам равноапостольных деятелей в лице святых Кирилла и Мефодия, уроженцев Солунских.
Эти просветители стали составителями славянской грамоты. Новым письменам было вверено слово Евангельское, ими были переданы молитвы богослужения. И благодаря святым Кириллу и Мефодию славяне стали слышать на родном языке слово Господа и смогли также достойно славословить Его.
И как скоро явились слово Божие и Литургия на славянском языке, то возникла необходимость в священниках-славянах. Следовательно, должна была народиться у славян своя священная иерархия – важное условие для процветания каждой Церкви в своем народе. И, действительно, первым делом просветителей стало приготовление из местных жителей достойных служителей алтаря Господня. Задуманное на таких широких и прочных основаниях просвещение славян не могло обойтись без училищ. И святые благовестники основывали их везде, где трудились. Эти училища удовлетворяли не только потребностям клира, но и способствовали появлению людей образованных, которые могли сами поработать на пользу новооснованной Церкви славянской. Одни переводили с греческого языка для назидания церковного и домашнего слова и жития святых; другие передавали догматические творения отцов и толкования на Священное Писание; иные сами брались изъяснять Писание и защищать истину Православия от еретиков.
Замечательное обилие таких трудов в первое время славянской проповеди показывает, как благотворна была деятельность наших просветителей. Какая это была высокая жизнь, какая сильная и плодотворная работа! В земле славянской возгорелся божественный огонь святой Христовой веры. И, если обратить внимание на первоначальные памятники древней славянской письменности, то видно, как в них полагалось начало богословскому и философскому языку – основам того положительного знания, которым впоследствии так прославилась славянская ученость. Постепенно начинали вырабатываться теперь установившиеся термины для предметов отвлеченных, прежде принятия христианства славянам не известных. Как ни велико было дело изобретения славянской грамоты, как ни знаменательно для каждого народа начало его письменности – все это было воспринято еще и как мощнейшее орудие, получившее надлежащий смысл в великом торжестве устроенного просветителями предприятия. На этих могучих основах дело просвещения охватило тогда все славянство: в ветви Болгарской, по Дунаю, в Моравии, в Словении, Чехии, Польше, в Сербии, и, наконец, на юге Руси. Именно в Херсоне святой Кирилл посеял неумирающие семена своей проповеди, куда пришел потом князь Владимир Киевский. Именно оттуда пришли на Русь болгары с новой грамотой, новыми книгами и православным богослужением, славянским церковным пением, и откуда Нестор-летописец почерпнул горячо выраженное им убеждение, что при единстве грамоты славяне есть один язык и народ, а Русь есть часть этого великого наследия и богатства.
Действительно, и грамота, и вся письменность, тогда возникшая, до сих пор заключают в себе черты истинного, действительного просвещения. Это просвещение стало источником и символом славянского единения. И все ветви славянства почувствовали свое общее, коренное единство племени, единство языка, послужившее затем новым средством высшего, духовного единства. Все это совершилось при помощи грамоты, порожденной ею письменности и вызванного всем этим высокого творчества славянской культуры.
Но святые просветители имели дело не только со школой, а прежде всего с народом: с ним-то они должны были говорить особенным языком, чтобы действовать на него успешнее. Следует заметить, что святой Кирилл, прозванный за свою ученость Философом, особенно владел искусством излагать народу свои наставления наглядно, в притчах. Благодаря такому тесному сближению с людьми славянские просветители полностью овладевали его вниманием.
Но призванные трудиться для крещенных в веру православную, святые Кирилл и Мефодий своей ревностью, своей проповедью, своим чинным богослужением привлекали к себе и множество неверующих во Христа славян. Многих из них крестили святые братья в Моравии и соседних с ней областях; святой Мефодий проповедовал Евангелие в земле Чешской и крестил святую княгиню Людмилу. Пример равноапостольных братьев и труды их в переводе священных книг облегчили успехи проповеди христианства среди славян и в последующие времена. Восточным и южным славянам не навязывалась латинская литургия, как это было со стороны немецких проповедников в Поморье. И везде, где разумно предлагалась проповедь на родном языке, славяне свободно покорялись христианству, принимая вместе с ним и письменность.
Святые Кирилл и Мефодий не принуждали наших предков-славян к принятию святой православной веры. Они возвещали благую весть о Христе Спасителе на родном языке народов, сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1. 79).
Пример славянских просветителей стал впоследствии живым предметом для подражания и в России для распространителей Евангелия у инородцев. Так действовали святитель Стефан в Перми, преподобный Трифон Вятский и другие позднейшие благовестники среди якутов, монголов, алтайцев и т.д.
Вводя у славянских народов слово Божие и Литургию на общепонятном языке, святые просветители Кирилл и Мефодий решили вопрос о нашем Православии и о будущем славянских народов, определили нашу историю, наше духовное наследие, наше спасение.
Уже в конце IX – начале X вв. на Балканах появились первые традиции почитания создателей славянской азбуки. Ученики солунских братьев оставили жизнеописания Кирилла и Мефодия. Они сочинили в честь них молитвенные песнопения, написали «Службу Мефодию» и «Похвалу Кириллу». Святые Кирилл и Мефодий глубоко почитались на Руси. Так, академик Д. С. Лихачев писал: «Нет никаких сомнений в том, что наиболее совершенный алфавит, которым Русь начала пользоваться с X века (кириллица) был изобретен в Болгарии и оттуда перешел на Русь».
Житие Константина Философа (Кирилла) и Житие Мефодия занимают почетное место среди южнославянского наследия. Большинство дошедших до нас рукописей Жития Кирилла и все рукописи Жития Мефодия были переписаны русскими писцами. Жития основоположников славянской азбуки были известны на Руси уже в XII веке и использовались Нестором при написании «Повести временных лет». О глубочайшем уважения к братьям на Руси говорят нам изображения Кирилла и Мефодия на фресках Софийского собора в Киеве, относящиеся к XII веку.
Богомудрые светильники, первоучители стран славянских святые Кирилл и Мефодий были издревле почитаемы Русской Православной Церковью и глубоко любимы русским народом.
Особое значение почитание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия приобрело в России во второй половине XIX столетия.
Это была эпоха, когда русская нация в новых исторических условиях осознавала свое происхождение и предназначение. Внимание, уделяемое святым братьям Кириллу и Мефодию, являлось свидетельством четкого понимания того, что именно православная традиция, проявленная через родной язык и культуру, лежит в основе общерусского национального самосознания.
В царской России к деяниям Кирилла и Мефодия широкое общественное внимание привлек епископ Смоленский Антоний. В начале 1861 года он обратился к обер-прокурору Священного Синода графу Толстому с прошением более торжественно отметить в государстве память славянских просветителей. До этого епископ Антоний составил текст церковной службы Кириллу и Мефодию. По велению Синода текст службы был отпечатан и разослан по церквям всей России. Самый массовый праздник чествования родоначальников славянской азбуки был 11 мая 1863 года, в год 1000-летия славянского алфавита. В Москве состоялось архиерейское богослужение в Успенском соборе. В тот день во всех церквях Москвы были справлены службы в честь святых Кирилла и Мефодия. К этому дню свои заседания приурочили различные научно-просветительские общества. Праздник получил большой резонанс, и это неудивительно, ведь во второй половине XIX века происходит взлет славянской идеи, создаются славянские общества, проводятся славянские съезды.
И сегодня идеи славянского просвещения питают культурные традиции славянских народов. Особое место в этих мероприятиях занимает проведение Дней славянской письменности и культуры, которые русский писатель Валентин Распутин определил как «праздник нашего родства, славянских корней и культуры».
В советское время традиция празднования Дня славянской письменности была утрачена. Она восстанавливалась постепенно.
Первые торжества великого гражданского подвига святых Кирилла и Мефодия прошли в СССР в мае 1963 года в виде научной конференции, посвященной 1100-летию создания славянской азбуки. Традиционно Дни славянской письменности и культуры отмечаются с 1986 года, когда праздник впервые прошел в г. Мурманск благодаря местной писательской организации. Четыре года спустя в этом городе был установлен памятник святым Кириллу и Мефодию, выполненный в Болгарии. С 24 мая 1987 года праздник становится всесоюзным и проходит в Вологде, а в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, он получает статус «международный» и проходит в Новгороде. Затем праздник принимали Киев, Минск, Смоленск. Этот праздник – дань духовному подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, символ объединения славянских народов. Отрадно, что он не обошел стороной и Приднестровье.
Первое празднование Дней славянской письменности и культуры прошло в Тирасполе 26 мая 1990 года у Центральной городской библиотеки. В тот день состоялось открытие памятника великому русскому поэту А.С. Пушкину. Его автором является лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, заслуженный художник России Вячеслав Михайлович Клыков, до самой смерти возглавлявший Международной фонд славянской письменности и культуры.
С учреждением в 1995 году Дубоссарского викариатства, а затем и созданием Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви, праздник приобретает не только общественный, но и религиозно-просветительный характер. Стараниями епархии создается отдел православной литературы при Тираспольской городской библиотеке, в г. Днестровск возводится храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 2008 году, по инициативе Тираспольско-Дубоссарской епархии, в лице Архиепископа Юстиниана, и ректора ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессора С.И. Берилла, на базе Приднестровского госуниверситета был открыт культурно-просветительский центр им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия.
Радует, что возрожденный праздник славянской письменности, просвещения и культуры мы отмечаем сегодня в лучших традициях прошлого, в едином порыве благодарной памяти к первоучителям вместе с другими славянскими народами.
На наш взгляд, сегодня необходимо объединить усилия историков-краеведов в деле аккумулирования имеющегося исторического материала, а также четко сформулировать общественно-государственный заказ на исследования в области региональной истории.
Они должны быть нацелены, в первую очередь, на получение конкретного общественно-значимого результата, преодоление исторического разрыва с прошлым нашей земли, воспроизведение в подрастающем поколении того генетического кода, который лежит в основе русской цивилизации.
Рождение русской нации – это чудо Божие. Православная Церковь и непосредственно связанная с ней государственность, книжный язык и культура, нормы общежития, пришедшие на русскую почву вместе с христианством, – вот фундамент, на котором осуществился великий национальный синтез. В Чаше Христовой, в Божественной Евхаристии разноликие и разноязычные племена слились в один великий русский народ.
Следствием этого стал расцвет духовной культуры – внутреннего и внешнего человеческого делания. Наши предки умели обустроить мир во всех его проявлениях – сокровенной духовной жизни личности, семьи, общины, государства. Все ступени этого мира были самым гармоничным образом связаны между собой.
Именно православное христианство, тот духовно-нравственный свет, который принесли на русскую землю святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, легли в основание государственно-общественной жизни нашего народа. Жертвенное служение – вот жизненный принцип, на основе которого веками жили православные христиане.
В Приднестровье особенно четко видно, сколь значимым фактом является наличие единых – православных – духовных традиций, а также письменности, имеющей единую основу – кириллицу. Приднестровский народ, равноправными частями которого являются русские и молдаване, украинцы и гагаузы, белорусы и болгары, а также представители многих других православных народностей, никогда не знал конфликтов на национальной почве. Более того, в течение нескольких веков происходило взаимообогащение культур каждой из составных частей народа Приднестровья.
Очевидно, если мы стремимся и далее сохранять свое лицо, научная, творческая, педагогическая общественность должна возвысить свой голос в защиту высоких идеалов отечественной культуры, у духовных истоков которой стояли равноапостольные Кирилл и Мефодий с сонмом святых, в земле Российской просиявших.
Святые Кирилл и Мефодий были щедро наделены Господом самыми разными талантами. Перед ними расстилался широкий путь к славе, почестям и богатству. Однако святые братья понимали, что вступить на него означает пойти навстречу духовной погибели. Они выбрали другой – узкий – путь, ведущий ко спасению души.
Солунские братья все свои таланты направили на служение высокой цели – на просвещение славянских народов. Они мужественно перенесли многочисленные испытания и гонения, их труд дал добрые и обильные плоды: наши народы узрели Свет Евангельской Истины и получили возможность славить Господа на славянском языке.
Молитвенно желаю вам неоскудевающей помощи Божией во все дни вашей жизни. Да не оставят вас святые Кирилл и Мефодий своим покровительством!
Епископ Тираспольский и Дубоссарский
25 мая 2010 г.