Выступление Преосвященнейшего Саввы на торжественном акте, посвященном 15-летию Тираспольско-Дубоссарской епархии
Уважаемый Игорь Николаевич,
Ваши Преосвященства, всечестные отцы,
уважаемые гости!
Ныне мы с вами собрались в этом зале, чтобы торжественно отметить 15-летие со дня образования Тираспольско-Дубоссарской епархии. Не будет преувеличением сказать, что событие это имеет большое значение не только для православных верующих Приднестровья, но и для всей нашей республики. Ведь без прочного духовного стержня ни одно государство, ни один народ не будут жизнестойкими. А на приднестровской земле именно Тираспольско-Дубоссарская епархия олицетворяет собой этот духовный стержень – Православие.
15 лет – значимая дата для любой структуры. За такой срок становится понятно, как она развивается, есть ли у нее перспективы. Можно сказать, она твердо становится на ноги. В это же время формируется круг обязанностей, взаимоотношений с другими сферами. Так было и в нашей епархии. При этом следует учитывать, что за годы советской власти люди отвыкли от активного присутствия Церкви в жизни общества. Следует также учитывать, что самостоятельная церковная структура на земле Приднестровья ранее существовала недолго, и поэтому не было накоплено богатых традиций. Вполне понятно, что всё это существенно затрудняло процесс становления епархии. Однако, как показали прошедшие 15 лет, те прочные духовные корни, которые имело Православие в нашем крае на протяжении многих веков, позволили не только «взрастить» внешние атрибуты епархиальной жизни, но и наполнить ее духовным содержанием. Более чем в три раза увеличилось количество приходов, почти в три раза – число священнослужителей. Создано два монастыря. Успешно работает Епархиальное Духовное училище, при многих храмах открыты воскресные школы, издаются церковные газеты и книги. Но главным положительным результатом следует назвать многократное увеличение количества прихожан в православных храмах. Несмотря на все испытания, выпавшие на его долю, приднестровский народ сумел сохранить живую веру. Ныне с надеждой и любовью восстанавливает он порушенные в прошлом святыни, возрождает церковноприходскую жизнь во всём ее многообразии, возвращается к своим духовным истокам.
Чтобы лучше понять историю становления Тираспольско-Дубоссарской епархии, нужно обязательно вспомнить далекое прошлое приднестровской земли. Она имеет глубокие христианские корни и богатые православные традиции. Еще в период Средневековья территория края входила в состав православной Киевской Руси, далее – в Галицко-Волынское княжество. Был и такой исторический период, когда часть Приднестровья долгое время находилась под властью татар и турок, была под влиянием католической Речи Посполитой. Но несмотря на мусульманское влияние, католическую экспансию, пропаганду колонистов-протестантов в регионе всегда теплилась православная жизнь.
После того как в конце XVIII века земли Приднестровья вошли в состав Российской империи, начался подлинный расцвет Православия. В XIX веке оно окончательно укрепляется в нашем крае как вероисповедание б?льшей части населения.
До 1917 года север Приднестровья входил в состав Подольской губернии, юг – Херсонской губернии, а Бендеры относились к Бессарабской губернии. Соответственно, и в церковном плане приходы подчинялись трем разным епархиям – Подольской, Херсонско-Таврической и Кишиневско-Хотинской.
Вспоминая дореволюционный период церковной жизни в Приднестровье, мы обязательно должны назвать такие яркие исторические фигуры, как митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бонулеско-Бодони); архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников); ныне прославленный в лике святых архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), которого еще при жизни называли «русским Златоустом»; святой праведный Иона (Атаманский), Одесский чудотворец, который первые четыре года нес свое диаконское служение в Дубоссарах. Назовем также и переводчика, гравера и печатника протоиерея Михаила Стрельбицкого, создавшего в Дубоссарах первую типографию. Отдадим дань памяти протоиерею Иоанну Палюховичу – неутомимому борцу с униатами, чьими трудами не только воздвигнута Свято-Троицкая церковь в с. Рашково, но и были возвращены из унии в Православие 75 приходов вместе со священниками. Этот славный список далеко не полон. Но с уверенностью можно сказать: и те, кто был мною назван, и те, чьи имена не прозвучали сегодня, – являются нашими незримыми помощниками и молитвенниками перед Престолом Господним.
Когда в 1917 году произошла революция, в Приднестровье, как и на всей территории бывшей Российской империи, практически сразу начались гонения на духовенство, вплоть до его физического уничтожения. Одним из первых мучеников за веру Христову стал протоиерей Алексий Курб?т, который более 20 лет служил настоятелем Успенской церкви с. Незавертайловка. В 1919 году он был расстрелян без суда и следствия красными войсками – якобы за попытку поднять восстание против советской власти.
Далее гонения на Церковь и духовенство усиливались всё более и более. В 20-е годы была закрыта значительная часть храмов, в т.ч. в Тирасполе из пяти, действовавших до революции, осталось только два – Николаевский собор и Покровская церковь. Их очередь пришла в начале 30-х годов, когда оба храма были не просто закрыты, но и взорваны. Во второй половине 30-х годов на приднестровской земле практически не осталось действующих храмов. Что касается духовенства, то большинство из них было или расстреляно, или отправлено в лагеря и ссылку. К сожалению, мы пока не имеем возможности поминать их всех поименно, т.к. не располагаем необходимыми сведениями. Однако Господь, по великой милости Своей, постепенно открывает нам имена мучеников за православную веру, судьбы которых связаны с нашим краем. Один из угодников Божиих – священномученик Стефан (Костогрз) – около 20 лет нес свое служение в Михаило-Архангельской церкви с. Слободзея. В середине 30-х годов он был арестован и приговорен к семи годам лагерей. Во время отбывания наказания в Казахстане святой Стефан был репрессирован вторично – приговорен к расстрелу и упокоился в земле казахстанской. В 2000 году он прославлен в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Почему, вспоминая историю Тираспольско-Дубоссарской епархии, мы не можем и не должны обходить вниманием столь давние времена? Потому что именно там лежат корни духовной стойкости нашего народа. Именно в те времена были явлены многочисленные и очень яркие примеры мужества, верности вере Христовой и бесстрашия перед лицом испытаний. Именно те времена дали нам небывалое количество новомучеников и исповедников: как явленных, так и неявленных. В том числе и благодаря их предстательству пред Господом, нашей епархии удалось достойно преодолеть многочисленные трудности, связанные с процессом становления.
Вспоминая послереволюционный период истории Православной Церкви в Приднестровье, обязательно следует упомянуть о том, что в 1921 году впервые была создана Тираспольская кафедра как викарная кафедра Херсоно-Одесской епархии. Первым носил титул епископа Тираспольского владыка Алексий (Баженов). Он также временно управлял Одесской епархией. Однако с сожалением необходимо отметить, что епископ Алексий уже в начале 1922 года перешел в обновленческий раскол. В связи с этим, он был смещен с Тираспольской кафедры священноначалием Русской Православной Церкви.
Когда началась Великая Отечественная война, приднестровская земля была захвачена румынскими войсками. Поскольку Православная Церковь в Румынии являлась государственной структурой, она всемерно поддерживала политику своей страны и поэтому сразу же распространила свою юрисдикцию на оккупированные территории Бессарабии, Приднестровья и Одесской области. Начали открываться храмы, бездействовавшие при советской власти. Люди вновь стали посещать богослужения, крестить детей, венчаться и отпевать умерших. Но при этом они постоянно помнили, что являются чадами Русской Матери-Церкви. Это в полной мере подтвердилось после окончания войны. Большинство храмов продолжало действовать, количество прихожан не стало меньше. Это еще раз доказывает, что приднестровцы несмотря на период гонений сумели сохранить живую православную веру.
Упоминание о Тираспольской кафедре мы вновь встречаем в 1948 году. Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 5 июня 1948 года епископ Нектарий (Григорьев) был назначен епископом Тираспольским, с поручением временно управлять Кишиневско-Молдавской епархией. Однако ему недолго довелось носить титул «Тираспольский». Уже в июне 1949 года его переводят в Кишинев с титулом «Кишиневский и Молдавский».
Деятельность владыки Нектария в нашем крае проходила в очень сложных условиях. В частности, остро ощущалась нехватка священнических кадров. Более того, именно в то время, когда он управлял Кишиневской епархией, начался новый виток гонений на Православие. В массовом порядке закрывались церкви и монастыри. На территории Приднестровья после хрущевских гонений осталось в числе действующих всего четыре православных храма: Преображенский собор г. Бендеры, Рождество-Богородичная церковь с. Гиска, Успенская церковь с. Воронково Рыбницкого района и Рождество-Богородичная церковь с. Подоймица Каменского района.
Но хотя большинство храмов на приднестровской земле и было закрыто, народ Приднестровья не утратил веру предков. За многие километры люди ездили на богослужения и венчания, возили крестить детей, приглашали священников для отпевания усопших.
Возрождение Православия в Приднестровье началось в 90-е годы ХХ века. В конце 80-х годов постепенно стала меняться политика государства (тогда еще – Советского Союза) в отношении Православной Церкви. В результате этого и благодаря инициативе прихожан, в нашем крае стало постепенно увеличиваться количество храмов. 2 сентября 1990 года было создано Бендерское викариатство Молдавской митрополии, в состав которого вошли, в том числе, и приходы, действующие в южных районах Приднестровья. (Северные районы по-прежнему окормлялись Кишиневской епархией.) Во епископа Бендерского был хиротонисан игумен Викентий (Морарь). Он находился во главе викариатства по июль 1995 года, т.е. до того момента, когда решением Священного Синода было образовано Дубоссарское викариатство, в состав которого вошли все православные приходы на территории Приднестровья.
Владыке Викентию выпала нелегкая доля: ему довелось не только активно участвовать в возрождении храмов и православной жизни в нашем крае, но и сполна ощутить воздействие политики на жизнь Церкви.
Вспомним предыдущие периоды церковной истории Приднестровья. Отдельные его части в разное время находились в составе разных государств, а значит – под разной церковной юрисдикцией. Были моменты, когда они подчинялись разным епархиям, но при этом – в границах общего государства. Однако никогда не имелось поводов для розни на религиозной почве или для появления церковных расколов. Политика влияла на жизнь Церкви опосредованно. Но в 90-е годы ХХ века изменилось очень многое, в том числе политические события стали активно воздействовать на церковную жизнь.
В нашем крае, одновременно с образованием Бендерского викариатства, день в день, была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. На первоначальном этапе ее существования государственные и местные власти по мере сил помогали восстановлению православной жизни в крае. Однако с началом братоубийственного конфликта в марте 1992 года постепенно стали появляться серьезные разногласия между властями и прихожанами, с одной стороны, и официальными церковными структурами – с другой. Оказалось, что молитва, которая звучит за каждым богослужением, – «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея», – в военное время восприниматься стала совсем иначе. Среди прихожан постепенно нарастало возмущение: как могут священники молиться о благе страны-агрессора и о здравии ее властей? А духовенство фактически оказалось заложником политической ситуации.
Неоднократно из Приднестровья в Московскую Патриархию направлялись письма и делегации от общественных организаций, и всё это – с одной целью: чтобы конфликт был урегулирован мирными средствами и в русле церковных традиций. В Православной Церкви существует каноническое правило, по которому границы приходов, округов и епархий совпадают с границами соответствующих административных территорий. В случае с Приднестровьем предполагалось, что должна быть создана новая церковная структура, объединяющая все приходы на территории края.
Однако на тот момент в Русской Православной Церкви сложилась очень тяжелая ситуация. После распада единой страны в бывших союзных республиках поднялось движение под девизом «Независимому государству – независимую Церковь». Активизировались раскольники всех мастей, которых активно поддерживали на государственном уровне. Так было и у наших ближайших соседей – на Украине и в Молдове. В этой ситуации священноначалие Русской Церкви не могло принять решение о создании новой церковной структуры на территории Приднестровья, чтобы не появился нежелательный прецедент.
Но приднестровцы проявили редкостное упорство в достижении поставленной цели. В этом их поддерживали и светские власти. В результате, 18 июля 1995 года летняя сессия Священного Синода Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принимает решение о создании Дубоссарского викариатства, в границах Приднестровья.
Конечно, было бы ошибкой утверждать, что с его появлением в нашем крае разрешились все проблемы, и церковная жизнь сделалась безоблачной. Но сложности были уже другого характера: главным образом те, которые неизменно сопутствуют процессу становления любой структуры. В полной мере ощутил их на себе владыка Юстиниан (Овчинников). 1 сентября 1995 года он был хиротонисан во епископа Дубоссарского и получил для пастырского окормления викариатство, которое, фактически, еще только предстояло создать. На тот момент в крае действовало 27 храмов, в штате состояло 35 священнослужителей. И при этом не имелось ни кафедрального собора, ни штата сотрудников управления, ни средств, ни транспорта, ни даже жилья для архиерея. Однако постепенно, общими трудами и молитвами, ситуация менялась к лучшему. Возрастало число храмов, увеличивалось количество священнослужителей. Постепенно решались и другие проблемы. Очень часто большую помощь в этом оказывали как местные, так и государственные власти. И добрый пример в этом неизменно подавал Президент республики.
6 октября 1998 года, по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, решением Священного Синода Дубоссарское викариатство было преобразовано в Тираспольско-Дубоссарскую епархию, и владыка Юстиниан стал именоваться епископом Тираспольским и Дубоссарским.
Следующие годы были посвящены работе по дальнейшему возрождению духовной жизни в нашем крае, по укреплению роли Православной Церкви. И эти задачи были успешно выполнены владыкой Юстинианом, духовенством епархии и верными соработниками, круг которых расширялся год от года.
Ныне с уверенностью можно сказать, что среди населения Приднестровья неоспорим духовный авторитет Русской Православной Церкви. Отрадно, что главы госадминистраций районов, городов и иных населенных пунктов в большинстве своем активно помогают Правящему Архиерею и священнослужителям епархии в возрождении церковной жизни. Зачастую они сами являются инициаторами строительства новых и воссоздания разрушенных храмов, по мере возможности помогают материально.
Необходимо отметить, что большинство важных событий в жизни государства и общества проходит с участием представителей епархии. Священнослужители выступают с приветствиями на всех государственных торжествах, годовщинах значимых событий в жизни общества и отдельных организаций. Дни городов и сел республики, как правило, совпадают с престольными праздниками, что дает возможность составить полноценную церковно-государственную программу празднования. В нее обязательно включается совершение Божественной литургии в местном храме. Традиционным стало совершение панихид и заупокойных литий на мемориалах и кладбищах в дни особого поминовения усопших, освобождения городов и сел от немецко-румынских фашистских захватчиков, праздники Победы в Великой Отечественной войне. Ежегодно служится панихида на Мемориале Славы г. Тирасполь, посвященная памяти всех погибших во время братоубийственного конфликта 1992 года. Ежегодно совершаются литии на братских могилах жертв политических репрессий.
Проводится активная работа в области взаимодействия с руководителями предприятий и предпринимателями, оказывающими посильную помощь в становлении епархии, реализации программ и строительстве храмов.
Подводя итоги ранее сказанному, необходимо отметить следующее. Создание на приднестровской земле самостоятельной церковной структуры – Дубоссарского викариатства, произошедшее 15 лет назад, – это событие не случайное, а закономерное, подготовленное всей предыдущей историей приднестровского края. Поэтому сегодня мы отдаем долг благодарной памяти и молитвенного почитания жившим в прежние времена поколениям тружеников нивы церковной и нивы державной, подвижникам христианского просвещения и многонациональной культуры Приднестровья, ратным людям и мастерам, посвятившим свои труды, дарования и таланты возлюбленному Отечеству. Нынешние торжества с особой значимостью свидетельствуют о нашем стремлении делом и словом исполнять завет святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и… подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Вспоминая сегодня имена и деяния дней минувших, мы обращаем свой взор не только в прошлое, но и в грядущее. Ведь храмы и монастыри, которые возрождаются и созидаются на приднестровской земле, – всё это выражает собой устремленность в будущее, наш вклад в сокровищницу грядущих поколений. Это – ступени нашего преображения и восхождения к Жизни Вечной.
Мы благодарны государственным властям и лично Игорю Николаевичу Смирнову за бескорыстную помощь в деле возрождения духовной жизни в нашем крае и в становлении Тираспольско-Дубоссарской епархии. Мы благодарны и местным властям, у которых неизменно находим понимание. Мы благодарны руководителям и сотрудникам многочисленных предприятий, среди которых наибольшую помощь епархии все годы оказывали Молдавский металлургический завод и Молдавская ГРЭС, представителям бизнес-структур, и в первую очередь – фирмы «Шериф», чей вклад в строительство новых и воссоздание разрушенных храмов, в укрепление православных традиций трудно переоценить. Мы благодарны народу, живущему на приднестровской земле, за то, что в годы тяжелейших испытаний он отстоял православную веру.
Приднестровье по площади занимает небольшую территорию. Однако при этом его жители с полным правом могут сказать, что приднестровцы не только на своей земле успешно воссоздают церковную жизнь. Уроженцы Приднестровья и те, чья судьба связана с нашим краем, несут свое служение, в том числе и архиерейское, в других епархиях Московского Патриархата. Среди них: архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь); владыка Юстиниан (Овчинников), с 5 марта с.г. являющийся архиепископом Наро-Фоминским и несущий послушание в качестве управляющего Патриаршими приходами в США; архиепископ Егорьевский Марк (Головков), викарий Московской епархии, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, который в 1982-1984 годах проходил службу в рядах Советской Армии на приднестровской земле; епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), викарий Московской епархии, в 1987-1990 годах служивший настоятелем Преображенского собора (г. Бендеры); епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл (Михэеску), в 1990-1992 годах служивший настоятелем Михаило-Архангельского собора (г. Рыбница); епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф (Масленников), уроженец Слободзеи.
15 лет – это мгновение в очах Божиих, по меркам же человеческим – это возраст юности. Я уверен, что в день, когда Тираспольско-Дубоссарская епархия отмечает свой «юношеский» юбилей, все приднестровцы искренне радуются этому событию. Всевышний вложил в сердце каждому труженику епархии и всем нашим соработникам ревность о созидании церковной жизни в Приднестровье. Будем же мы все, уважаемые присутствующие, и далее радоваться тому, что нас сподобил Господь, по мере сил и возможностей, быть соучастниками святому делу становления Тираспольско-Дубоссарской епархии.
15-летие моего архиерейского служения также приходится на нынешний год благости Божией. Промыслительно, что я встречаю его на приднестровской земле, одновременно с 15-летием нашей епархии. Искренне надеюсь, что мы с вами сообща сумеем сделать очень многое в деле духовного созидания. Бог нам всем в помощь!
Епископ Тираспольский и Дубоссарский
12 сентября 2010 г.