Доклад Епископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на XVIII собрании духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии

Добавлено 27.12.2011 в 11:20

Всечестные отцы благочинные, настоятели приходов, клирики нашей епархии, честная мать игумения и честная матушка настоятельница!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы подвести итоги минувшего года. Кроме того, нам предстоит проанализировать существующие подходы, применяемые в повседневной церковной деятельности, чтобы определить дальнейшие задачи по развитию пастырского, социального и иных служений в Тираспольско-Дубоссарской епархии.

Ни для кого из вас не новы те направления церковного служения, о которых пойдет речь. Однако я считаю своим долгом обратить ваше внимание на необходимость углубления и усовершенствования деятельности епархиальных отделов и комиссий.

 В начале нашей встречи хочу напомнить о важности соблюдения установленного в Церкви канонического порядка взаимоотношений между приходом, благочинным и Правящим Архиереем. Все указания по поводу деятельности отделов, благочиний, приходов и монастырей исходят от Правящего Архиерея, который также координирует их исполнение. Хочу обратить внимание на обязательность тщательной проработки направляемых благочиниями ответов на циркулярные документы и недопустимость формального отношения к ним, а наипаче формальных отписок. В случае если обсуждается проблема общецерковного характера, критика данных документов должна быть обоснованная и мотивированная. Прошу учесть, что подобного рода отзывы впредь будут опубликовываться на епархиальном сайте и в нашей епархиальной газете. Отцам благочинным хочу напомнить о недопустимости совершения богослужений заштатными клириками, а также клириками других епархий, без соответствующего благословения Правящего Архиерея. Кроме того, не должно быть случаев допущения к совершению богослужений запрещенных священников.

Теперь я бы хотел коснуться некоторых сторон деятельности Тираспольской епархии по осуществлению пастырского окормления, а также возникающих проблем, которые требуют незамедлительного разрешения.

В целях достижения большей эффективности социальной работы на приходах, целесообразно было бы внести в существующие проекты социальной деятельности благочиннических округов дополнительные пункты об основных направлениях благотворительной работы внутри каждого прихода, без исключения. При этом необходимо также учитывать распределение видов церковно-социального служения между приходами каждого церковного округа, чтобы в благочинии было представлено максимальное разнообразие качественной благотворительной работы, направленной на предоставление нуждающимся конкретной помощи.

Социальное служение заповедано нам Самим Христом. Господь говорит в Евангелии: «Что вы сделали одному из нуждающихся – вы сделали Мне» (Мф. 25, 40). Из этих слов следует, что служение ближнему – это служение Богу, поэтому в центре церковной жизни должна быть не только Евхаристия, не только молитва, не только изучение и проповедование слова Божия, но и обязательно дела милосердия, деятельная помощь тем, кто в ней нуждается. О принципах организации социальной деятельности говорилось на Архиерейском Соборе, в документе, принятом 4 февраля 2011 г. Я бы просил почаще в него заглядывать, для того чтобы наше пастырское служение не расходилось с делами милосердия.

Тюремное служение в нашей епархии мы продолжаем совершать в исправительных учреждениях: не только возводя храмы на территории УИН, но и знакомясь с принципами деятельности этой структуры. Мы с вами, по сути, подошли к этапу качественного преобразования работы в данном направлении. За каждым исправительным учреждением закреплен священнослужитель нашей епархии, который не только общается с контингентом по ту сторону тюремной двери, но и совершает Божественную Евхаристию, читает Священное Писание, проповедует, ведет разъяснительные беседы с людьми, попавшими в места лишения свободы. 

Опираясь на имеющийся опыт нашего взаимодействия с УИН и духовного окормления служащих и заключенных в учреждениях исправительной системы, мы должны и дальше развивать и обогащать его.

Внимательно изучив итоги наших с вами встреч на благочиннических собраниях, я хотел бы обратить ваше внимание на необходимость работы в новых направлениях. Предстоит начать активную борьбу с пьянством и наркоманией, причем не только среди заключенных, но и среди тех, кто находится на свободе. Считаю, что беседы и проповеди священника как в тюрьмах, так и в публичных местах нашего общества, направленные на борьбу со страстями винопития и наркомании, на разъяснение приносимого ими вреда, могут оказать благотворное влияние на оздоровление общественной атмосферы.

Очень важно, чтобы в учреждениях исполнения наказаний священник принимал участие в определении возможности применения к осужденным условно-досрочного освобождения или представлении их к поощрениям. Если он будет иметь возможность вникать в особенности семейного положения пребывающих в заключении, в имеющиеся у них проблемы, то при необходимости сможет протянуть им руку для духовной помощи. Сами сотрудники исправительных учреждений осознают значительный воспитательный смысл участия священнослужителей в такой работе.

Пастырское служение – это благословение, труд и долг нашей с вами жизни, ибо все мы призваны Богом совершать его. «Священник поставлен в середине между Естеством Божеским и человеческим, чтобы одному служить, а в другом (как в случае тюремного служения) производить перемены к лучшему», – говорит об этом преподобный Исидор Пелусиот.

Одним из важнейших способов передачи Церковью ее посланий миру является работа со СМИ. Мы должны являть себя окружающему миру, в частности, в новостных программах. Сегодня мы имеем возможность приглашать в наши храмы и на церковные мероприятия корреспондентов с разных телеканалов. Они охотно освещают события, происходящие в жизни нашей епархии. Поэтому хотелось бы, чтобы у каждого благочиния была своя база данных с историческим материалом по приходам, о которой я говорил с вами на благочиннических встречах. Такая информация будет полезна как светским журналистам в их работе, так и самим священнослужителям.

Призываю вас быть очень внимательными в том, что касается распространения духовной литературы. Особенно хочу подчеркнуть, что через церковные лавки не должны распространяться издания, не получившие грифы Издательского совета Московского Патриархата. Ответственность за соблюдение этого благословения лежит как на настоятелях, так и на епархиальном издательском отделе.

В приходских изданиях следует писать о жизни самих приходов, давать сведения, которые будут полезны для людей невоцерковленных, паломников, туристов. Каждый человек, приходящий в храм, должен иметь возможность ознакомиться с его историей и современным состоянием, узнать не только расписание богослужений, но и найти доступные сведения о том, что будет происходить на богослужениях, найти объяснение Евангельских чтений и основных песнопений праздника. 

Не на каждом приходе можно найти епархиальное издание – газету «Православное Приднестровье», а ведь в ней появляются самые последние новости из жизни нашей епархии. Такая газета на стенде у входа в храм всегда вызывает интерес прихожан, поскольку не все имеют возможность знакомиться с ней в Интернете, на сайте Тираспольско-Дубоссарской епархии. Информационный стенд должен быть в каждом храме.

Несмотря на то что во многих благочиниях есть лица, ответственные за работу со СМИ, отцы благочинные должны внимательно вычитывать тексты, предназначенные для публикации, обращать внимание не только на содержательную часть, но и на литературно-грамматическую. Желательно к этой работе привлекать профессиональных журналистов и редакторов, способных грамотно подготовить информационную сводку о событиях. Особое внимание необходимо уделить фотографиям. К сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Здесь также необходимо привлекать к сотрудничеству светских фотокорреспондентов.

На протяжении нынешнего года на заседаниях Епархиального совета, на встречах с духовенством каждого благочиния в отдельности мне приходилось говорить о том, что необходимо ввести обязательную практику трех огласительных бесед для лиц, готовящихся принять Таинство Крещения, и одну – для принятия Таинства Брака. Понятно, что могут быть разные ситуации, которые священник обязан учитывать. Однако не должно быть профанации в деле катехизации. В церковной лавке каждого храма должны иметься брошюры для желающих приступить к Таинствам Крещения, Брака и Покаяния. Таких изданий в последние годы появилось предостаточно.

Неоднократно говорилось о необходимости иметь воскресную школу на каждом приходе. Благочинным следует проанализировать ситуацию в отношении данного вопроса и затем представить в Епархиальное управление рапорт, в котором указать, на каких приходах такая школа не организована по нерадению настоятеля. Предлагается определить срок в один год, чтобы урегулировать данную проблему.  

Напоминаю, что со следующего года в каждом благочинии обязательно должен составляться план совместной деятельности благочиния и местного управления народного образования на предстоящий год. Мною уже говорилось о необходимости сотрудничать с педагогами, преподающими предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Приднестровья». Следует наладить с ними более тесный контакт, приглашая их на церковные мероприятия, в паломнические поездки, предлагать им церковную литературу. Полезно организовать в каждом благочинии сообщество таких учителей. В ряде церковных округов нашей епархии следует уделять большее внимание Дню славянской письменности и культуры. Нам необходимо согласовывать программу этого празднования со светскими властями и общественными организациями.

Далее я хотел бы затронуть вопрос о нашем духовном училище. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на дневное отделение крайне редко поступают для получения начального духовного образования православные юноши с наших приходов. Это означает, что снижается интерес молодежи к пастырскому служению. С одной стороны, уменьшение количества студентов училища можно  объяснить демографическим кризисом, а с другой, как мне видится, в этом есть и доля нашей с вами вины. Подчас священник не дает доброго примера для самой молодежи: это и неблагочестивая жизнь, и неревностное отношение к службе, к церковному послушанию.

В связи с общецерковной реформой богословского образования, со следующего учебного года наше училище должно перейти на новую систему обучения, согласно Болонскому процессу. Готовы ли мы к этому? На сегодняшний день, согласно статистике, у нас обучается  на очной форме 4 человека на I курсе и 6 человек – на II курсе. Второй год при нашем училище функционирует заочное отделение, на нем проходят обучение 26 студентов. Радует то, что многие священнослужители, ранее не имевшие начального богословского образования, откликнулись на мой призыв и поступили в наше училище. Кто-то из них обучается в различных семинариях Русской Православной Церкви. Мы будем стремиться к тому, чтобы все священнослужители нашей епархии имели богословское образование.

Отцам благочинным, согласно моему указанию, следует продолжить  работу по проведению в благочиниях пастырских семинаров с целью повышения богословско-пастырской подготовки священнослужителей. При этом хотелось бы отметить, что, исходя из анализа опыта проведения подобных семинаров в благочинии, можно будет организовывать семинары, с приглашением специалистов по тем конкретным темам, которые определят священники благочиния.

Взаимодействие Тираспольской епархии с Вооруженными Силами, а также с иными силовыми структурами, осуществляется активно и находится на высоком уровне. В большинстве воинских частей отношение к духовенству остается благоприятным, и от нас ждут дальнейшего развития сотрудничества. Присутствие священника в войсковых частях и силовых структурах, в казачьих формированиях способствует оздоровлению духовно-нравственной атмосферы, помогает поднять престиж воинской службы. Сейчас на нас смотрят доброжелательно, предоставляют возможность трудиться и готовы всемерно поддерживать наши начинания. Нам с вами необходимо будет продолжить строительство храмов, а там, где это невозможно, оформить молельную комнату или домовую церковь на территории того или иного воинского подразделения, госпиталя и военно-учебного заведения. Это в идеале.

В работе с военнослужащими очень важно, чтобы священник находился рядом с окормляемыми если не постоянно, то максимально часто. Отцам благочинным следует внимательно отнестись к вопросу поиска кандидатов, которые могли бы пройти подготовку для принятия священного сана, чтобы служить в Вооруженных Силах в качестве военных священников. Сотрудники епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами в благочиниях нуждаются в поддержке самих отцов благочинных. Если благочинный не контролирует и не поддерживает духовенство вверенного ему церковного округа, то как бы ни старался сотрудник отдела, он не сможет обеспечить должный уровень взаимодействия с Вооруженными Силами. Там, где благочинный относится к взаимодействию с Вооруженными Силами небезразлично, эта работа находится на высоком уровне, например, в Центральном и Бендерском благочиннических округах.

За два года моего пребывания на Тираспольской кафедре, как мне видится, сложился устойчивый круг благочиний, где уделяется особое внимание работе с молодежью, – это Рыбницкий, Дубоссарский и Слободзейский благочиннические округа. Здесь не только организуют собственные мероприятия для православной молодежи, но и приглашают гостей из соседних благочиний, успешно проводят общеепархиальные мероприятия, проявляют инициативу в подготовке новых молодежных мероприятий. Хотелось бы, чтобы и другие отцы, работающие на этой стезе, не отставали от указанных благочиний, а с большей ревностью продолжали подобного рода служение. Хочу напомнить еще раз, что следующий год является четным, поэтому предстоит провести III съезд православной молодежи Приднестровья. На нем мы должны будем определить моменты церковно-молодежного служения с еще большей ревностью и заботой о будущности нашей Церкви и нашего края.

С сожалением хочу констатировать тот факт, что до сих пор не налажена качественная повседневная работа со студенческой молодежью, хотя мною дважды назначались священнослужители, ответственные за пастырское окормление студентов ПГУ. Хотя за минувший год был проведен ряд совместных мероприятий, однако они носили разовый характер. Например, это научные конференции «Покровские чтения» и «Михаило-Архангельские чтения». При этом до сих пор не появилось тех добрых пастырей, кто приступил бы к систематической работе со студентами или принимал постоянное участие в молодежной работе самих учебных заведений. В то же время надо учесть, что сопротивления со стороны руководства нет. Напротив, и ректоры, и большинство профессорско-преподавательской корпорации готовы к сотрудничеству со священнослужителями.

Считаю необходимым обратить внимание благочинных и членов соответствующего епархиального отдела на первостепенное миссионерское значение пастырской работы со студентами, особенно в крупных городах – Тирасполе, Бендерах и Рыбнице. Недостаточное внимание уделяется работе с приходской молодежью и подростками. Окружные и приходские ответственные за работу с молодежью зачастую мало связаны совместными делами с приходскими старшеклассниками. Меж тем, алтарное и клиросное послушания в составе молодежного хора – это мощный стимул привлечь подрастающее поколение к церковному служению.

Следует также обратить внимание окружных и приходских ответственных за работу с молодежью на развитие межокружного общения. Такую деятельность нам необходимо активизировать.

День славянской письменности и культуры уже прочно вошел в ежегодную программу работы с молодежью в нашем граде Днестровске и на местном приходе. День Святых жен-мироносиц, Всемирный день православной молодежи, приуроченный к празднику Сретения Господня, необходимо также активно включать в планы молодежных мероприятий. К слову, эти дни не должны быть забыты ответственными за работу с молодежью и отцами благочинными, в том числе, и как хороший повод пастырского обращения к самой молодежи.

К сожалению, на местах уделяется мало внимания взаимодействию со спортивными школами и секциями, которые, по сути, имеются в каждом районном центре республики. Есть своя специфика духовной работы и в этом направлении, о чем я могу свидетельствовать, изучив увиденное мною в газете, на интернет-странице, видя труды настоятеля прихода с. Ержово Рыбницкого района архимандрита Андрея (Ящишена). Самое интересное, что тренерский корпус разных видов спорта в подавляющем большинстве открыт к сотрудничеству. Дело за реальной пастырской работой и в этой сфере.

В нашей епархии начала складываться практика организации православных лагерей и лагерей отдыха для детей и молодежи. Я бы хотел, чтобы в наступающем году мы приумножили свои усилия в данном направлении. Полагаю, что уместно обратить на это внимание отцам благочинным Каменского, Рыбницкого, Дубоссарского округов, с участием Иоанно-Предтеченского монастыря. Детский оздоровительный лагерь можно организовать на территории обители.

Святейший Патриарх Кирилл в своем недавнем выступлении обратил внимание духовенства на такие важные моменты: «Нужно находить правильные способы и средства работы со взрослыми, особенно с интеллигентными людьми, которые, может быть, по своим убеждениям православные, но по образу жизни далеко отстоят от Церкви... Когда мы говорим об образовании взрослых, то следует подумать о создании некой просветительской системы в рамках тех же благочиний… Церковь обязана содействовать воспитанию и образованию своего народа, но пока она сильно проигрывает в информационной деятельности. Аудитория традиционной проповеди в храме достаточно ограничена, к тому же проповедь, как правило, ведется на специфическом языке, малоубедительном для современного человека, в то время как на антицерковную пропаганду брошены весьма значительные силы».

В середине прошлого года в нашей епархии была создана ревизионно-финансовая комиссия, которая является контролирующим органом и призвана осуществлять проверки уставной и хозяйственной деятельности приходов. При назначении проведения приходской проверки комиссии даются полномочия инспектировать деятельность прихода, начиная с проверки наличия и сохранности уставных документов, имущественных документов прихода, а также ведение приходской канцелярии, бухгалтерии и другие вопросы обеспечения жизнедеятельности прихода. Работа ревизионной комиссии на приходах будет осуществляться по письменному указанию Правящего Архиерея.

Ревизионная комиссия, при проверке деятельности прихода, вправе запрашивать у председателя приходского совета, казначея и других ответственных сотрудников прихода необходимые документы и разъяснения по возникающим в ходе проверки вопросам. В связи с изложенным, благочинным необходимо уделить особое внимание следующим моментам жизнедеятельности приходов:

1)    наличие основных уставных государственных регистрационных документов;

2)    наличие документов, отражающих работу приходского собрания, приходского совета и ревизионной комиссии прихода;

3)    оформление и хранение регистрационных метрических книг;

4)    наличие документов по учету церковного имущества;

5)    оформление трудовых соглашений сотрудников прихода, в соответствии с трудовым законодательством.

Особое внимание прошу обратить на правильное ведение приходской бухгалтерии.

Завершая свое выступление, хочу напомнить вам слова Святейшего Патриарха: «У нас с вами сейчас нет времени раскачиваться – мы должны активно работать. Мы должны забыть привычные стереотипы – отслужил панихидку или молебен, денежку получил, сказал всем “спаси Господи” и пошел спать. Закончилось это время, если вы действительно заботитесь о Церкви. Мы должны обращаться к людям вне богослужения, передавая им свое понимание жизни. У нас должен быть новый взгляд на человека, новый взгляд на проблемы, новый взгляд на общество, а значит, должна быть работа».

Призываю благословение Божие на вас и на ваши усердные труды во славу Божию.

Надеюсь, что каждый из участников этого собрания приложит максимум усилий для исполнения стоящих перед ним целей и задач, а мы со всем усердием и тщанием в течение следующего года будем наблюдать и делать выводы по обозначенным выше основным направлениям церковно-приходской деятельности.

 Бог вам в помощь!

Благодарю всех за внимание.