Доклад Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на юбилейных торжествах, посвященных 100-летию явления Божией Матери под Августовом
Уважаемые военачальники, военнослужащие и курсанты! Дорогие братья и сестры!
Ныне мы с вами собрались, чтобы вспомнить чудесное событие, произошедшее 100 лет назад и оказавшее заметное влияние на духовную жизнь России того времени. Однако прежде чем говорить о нем, вернемся памятью к началу Первой мировой войны, или, как в то время говорили, – Великой Отечественной, Второй Отечественной.
В 1914 году Россия встала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), который по личной просьбе отправился на фронт в качестве полкового священника, так выразил свои чувства в слове, сказанном им в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии государя: «…эта война предпринята нами не из каких-либо властолюбивых, горделивых замыслов, не из-за корыстных целей, не из-за выгод житейских, не из-за зависти и злобы к нашим противникам. Нет, мы встаем за наших единоверных и единокровных братьев. Мы вступаемся за поруганную правду, за гонимую веру нашу святую, за крест Христов, за честь и славу нашей Родины, обагренной и искупленной кровью отцов наших».
Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни. Вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром – и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнились народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы ко Господу, к Пресвятой Богородице, святым угодникам Божиим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над крестными ходами, богослужениями, Святыми Таинствами Церкви.
Народ сознавал, что война – Божий суд, и в бой надо идти с чистой совестью, поэтому шел на фронт, как «на исповедь», – по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани.
Вскоре после начала войны, в ходе боев на разных фронтах, были неоднократно засвидетельствованы явления помощи Божией русским воинам. Самое известное из них – явление Божией Матери в ночном небе в сентябре 1914 года на Северо-Западном фронте незадолго до русской победы в Августовском сражении.
Это чудесное событие случилось на второй месяц войны. Русский полк в Августовских лесах, что в Восточной Польше, был окружен немцами. Ситуация сложилась безысходная, наутро противник должен был нанести последний удар по русским подразделениям, среди которых оказались и донские казаки. Но в тревожную для русских воинов ночь неожиданно для воюющих сторон в небе появилась в голубом платье Божия Матерь с младенцем на руках.
Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и с трепетом пали на колени и стали молиться. И произошло чудо: наутро немцы без единого выстрела оставили свои позиции.
Это событие получило широкую известность и произвело большое воодушевление в войсках и в тылу. Было решено написать в память о нем икону для поддержания духа в русских войсках. Она широко разошлась по всей стране. Верующие во многих уголках Российской империи приняли ее за основу и стали писать иконы с надеждой на успех русской армии и малые ее потери.
12 апреля 1916 года Святейший Синод своим указом благословил «чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам». Одно из наиболее часто встречающихся наименований этого святого образа – «Пресвятая Богородица Августовская».
После революции люди надолго забыли о чудесном явлении Божией Матери под Августовом. Во время гонений на Церковь большинство этих икон было уничтожено.
Приведенные выше сведения о некоторых обстоятельствах явления Божией Матери в небе над Августовом наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. Вспомним, что явления в небе Божией Матери происходили и в Первую и во Вторую мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн православные люди в тылу и на фронте, а также за пределами России, молились о ее спасении. После этих явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы.
В 1942 году немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья икона «Августовская». Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 году, русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Пресвятая Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами. Старые казаки говорили: «Наша икона где-то здесь. Она помогает своим».
Когда в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, после долгого периода гонений на Русскую Православную Церковь, началось ее возрождение, верующие, сохранившие у себя тот или иной список Августовской иконы Божией Матери, стали возвращать их в восстанавливаемые церкви и монастыри.
Августовский образ Божией Матери возвращается ныне к нам как еще одно напоминание о бесконечной Ее любви ко всем, с верою к Ней обращающимся. К настоящему времени на территории бывшей Российской империи известно более 70 икон с этим святым образом. Он является очень почитаемым во многих регионах России, в Молдове, в Белоруссии и на Украине.
Одна из таких икон по воле Пресвятой Богородицы была осенью 2002 года привезена в Приднестровье из Чечни и передана командованием Оперативной группы российских войск епископу Тираспольскому и Дубоссарскому Юстиниану.
Как икона оказалась в Чечне, доподлинно неизвестно. Однако у нее там была непростая судьба. Этому святому образу довелось побывать в плену у иноверцев и претерпеть поругание: икона служила у чеченцев мишенью для метания ножей.
С августа 2003 года этот святой образ хранится в Андреевской церкви г. Тирасполь и является одной из наиболее почитаемых святынь Тираспольско-Дубоссарской епархии.
Подобно тому, как в трудный для русской армии момент в сентябре 1914 года Божия Матерь явила Себя воинам, чтобы показать: они не одиноки перед лицом врага, так и для Приднестровья прибытие в край этого святого образа стало знаком особого покровительства и заступничества Пресвятой Богородицы.
В нынешнее смутное время, когда силы зла ополчились на наше земное Отечество, как никогда важно духовное единение Русской Православной Церкви и русского воинства. Покров Пресвятой Богородицы над Россией и ее заступничество за русских воинов в прошлые и недавние времена всегда были залогом побед над иноземными захватчиками.
В заключение хотелось бы напомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Доколе Россия будет православна, и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественна и непоколебима, ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощью Богоматери во всех войнах и ратных, бедственных обстоятельствах».
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский
13 сентября 2014 г.