Доклад Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на на Республиканской августовской конференции работников системы просвещения ПМР

Добавлено 25.08.2014 в 12:59

«Воспитание патриотов Отечества земного и Небесного – совместная задача Церкви и общества»

 

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас и желаю плодотворно потрудиться в рамках нынешнего форума.

Как мне представляется, мы с вами собрались в этом зале для того, чтобы не только обсудить наиболее важные направления педагогической деятельности и обозначить проблемы, стоящие ныне перед системой просвещения, но, в первую очередь, для совместного поиска путей их преодоления.

Думается, нам всем понятно, что одним из важнейших направлений педагогической работы является патриотическое воспитание. Прежде чем далее говорить на эту тему, хотелось бы напомнить вам, как понимается патриотизм с точки зрения Русской Православной Церкви. Он олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.  Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так раскрыл духовно-нравственную сущность этого понятия: «Патриотизм… это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. …Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны».

Истинный патриотизм – это не только любовь к Родине, но и стремление к праведной жизни. Святитель Иннокентий Херсонский писал: «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь  нелицемерную к правде и смирение христианское».

Воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине верой и правдой, есть первостепенная задача современной системы образования. Опорой в этой деятельности должны стать православная вера и духовность. В нашем крае на протяжении более чем двух столетий они являются важнейшими факторами, обеспечивающими духовное единство народа.  Именно православная вера помогала защищать родную землю, достойно нести все испытания, сохранять мирные добрососедские отношения между представителями разных национальностей, населяющими приднестровскую землю.

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями станут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее Приднестровья строилось на прочном фундаменте уважения наших сограждан  к истории своей страны, к ее традициям, к духовным и культурным ценностям  предков.

Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Основными задачами гражданско-патриотического воспитания являются формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу и воспитание чувства сопричастности к историческому про­шлому и настоящему своей страны.

Сущность реализации данных задач должна состоять не столь­ко в гордости за Отечество и его культуру, но более всего в развитии идеи служения своей Родине, а основное содержание вос­питания должно состоять в подготовке к этому служению.

Патриотическое воспитание молодежи может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем. Хотелось привести здесь ряд примеров из общемировой практики становления наиболее успешно развивающихся в политическом и экономическом аспекте государств. В Германии, Японии и Китае экономический рост был не просто результатом успешной экономической политики, но и не в последнюю очередь обоснован опорой на национальный менталитет этих народов, выявлением тех идеалов и ценностей в культуре и традициях, благодаря которым происходила консолидация усилий нации.

Отсюда мы можем сделать вывод о благотворном влиянии патриотизма на личность молодого человека и утверждать, что патриотизм по своей сути способен воспитывать не только нравственные, но и социальные чувства гражданина.

В настоящее время, когда в общественной жизни наблюдается возрождение интереса к патриотическому воспитанию молодежи, основная тяжесть этих трудов должна ложиться на образовательную систему государства. Со своей стороны, Русская Православная Церковь, имеющая богатый исторический опыт в этой области, может внести немалый вклад в сие благое дело.

Для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним (см.: Мф. 22, 37-38; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27). Христианин-патриот любит свое Отечество как место, где пребывает и сохраняется его Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Для православного христианина выполнение гражданских обязанностей представляется как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, по мнению того же святого, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, потому что «земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».

В то же время любовь к Отечеству в православном понимании подразумевает любовь не только к своему народу как хранителю вековой православной культуры и благочестия, но и любовь и уважение ко всем другим народам, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему. Для православного христианина ближний – это человек, который совсем не обязательно должен разделять наши религиозные убеждения, хотя ближним он от этого не перестает быть.

Слова же апостола Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8) — возводят заповедь о любви к своим согражданам в степень обязательного нравственного долга православного христианина. Истолковывая данное выражение апостола, священник Григорий Дьяченко делает вывод: «Добрый христианин не может не быть вместе и верным сыном Отечества своего, равно как и наоборот — недобрый сын своей Отчизны не может быть вполне верен своей вере».

Подобная точка зрения отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, где говорится: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этической общности и как общности граждан государства… Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков, свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца (†ок. 270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область. Святитель настаивает на самом строгом наказании — отлучении от церковного общения для тех христиан, которые во время данного бедствия перешли на сторону врага.

Поэтому наиболее опасной тенденцией в нашей образовательной системе в области патриотического воспитания может стать ориентация на современные либеральные стандарты, характерные для такой достаточно нетерпимой к иным религиозным и национальным особенностям идеологии, как светский гуманизм. Главный тезис, из которого исходят в своих рассуждениях новые гуманисты, утверждает, что если человека избавить от религиозных убеждений, национального самосознания и старой идеологии, то их место в личной и общественной жизни неизбежно займут идеалы и ценности светского гуманизма.

Основной ценностью в этом мировоззрении провозглашается практически ничем не ограниченная свобода, которая понимается как «право каждой личности на собственный образ жизни, простирающееся настольно далеко, насколько это не наносит ущерба другим». Другими словами, этика гуманизма настаивает на практически безграничной свободе человека, единственным пределом которой является свобода другой личности. В таком случае понятие абсолютной нравственной нормы, а следовательно, и понятие греха, характерные для христианского мировоззрения, отсутствуют, что чревато нравственной деградацией для человека и человечества в целом.

Для всякого любящего свою Родину человека очевидна опасность такой идеологии, поскольку она предполагает не только упразднение неповторимых национальных и культурных особенностей народов, населяющих наш край, но и несет в себе навязывание чуждых взглядов и убеждений.

Единственным действенным средством в противостоянии этой угрозе может стать обращение к опыту и традициям патриотического воспитания, которые мы видим в истории нашей страны и истории Православной Церкви. Глава военного духовенства Российской империи протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих воспоминаниях, что до революции только Православная Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви фактически заменяла патриотическое воспитание.

Однако не следует думать, что Православная Церковь в наше время пытается подменить государство в вопросах идеологического воспитания. Она всего лишь является хранительницей патриотических традиций нашего народа.

Мы с вами хорошо понимаем, что процесс воспитания духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией невозможен только лишь с помощью каких-либо идеологических установок. Нужно возродить механизмы передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям.

Образовательные учреждения должны ориентироваться не только на сообщение обучаемым определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

В нашей образовательной системе патриотическому воспитанию уделяется значительное внимание, однако в этом направлении имеется и ряд недостатков, обусловленных следующими причинами:

- отсутствие соответствующих духовно-мировоззренческих приоритетов;

-  уклонение части педагогов от выполнения воспитательных функций;

- недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных дисциплин в учебных планах.

Литература и историческая наука играют существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны. Все мы должны знать свою историю, знать и помнить тех великих людей, судьбы которых связаны с нашим краем. Именно с них необходимо брать пример непоколебимой стойкости и беззаветной любви к земному Отечеству.

Следует активнее привлекать представителей Церкви к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий по гуманитарным дисциплинам. Это поможет избежать многих перекосов в воспитательном процессе. В крае, где более 90% населения своей религией считают именно Православие, недопустимо в воспитательной работе делать упор на т.н. научный атеизм, как это зачастую происходит ныне. Но еще более недопустимо брать за основу воспитание молодежи в духе толерантности и насаждать им т.н. европейские духовные ценности. Какой может получиться защитник Отечества из человека, которому уже с детства вдалбливается в голову идея о том, что главную цель в жизни и основу человеческого счастья составляет здоровье или материальное благополучие? Разве такой гражданин будет рисковать в окопах своим здоровьем после подобного воспитания или будет способен стать ликвидатором какой-нибудь техногенной катастрофы, если она, не дай Бог, случится?

Целью авторов образовательных программ, ориентированных на европейские ценности, является воспитание нового поколения на принципах эгоизма, сексуальной и нравственной распущенности, оторванности от исконно российского понимания патриотизма, долга, чести и нравственных основ жизни. Единственным выходом в современной ситуации может стать возвращение в воспитании наших юных сограждан к исконным ценностям православной культуры. Вспомним слова великого русского патриота и философа Ивана Александровича Ильина о связи российской культуры с глубинными основами жизни народа: «…любовь к отчизне у русского православного человека соизмерима лишь с любовью к своей вере, ради которой он готов претерпеть любые мучения и даже саму смерть».

Исходя из вышеизложенного, религиозная сторона патриотизма должна считаться определяющей в процессе воспитания молодежи. Без нее невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего Отечества.

Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью. Вследствие этого после отвержения государством религии и провозглашения атеизма как основы жизни общества эти религиозные начала народной жизни продолжали осуществляться и проявляться во всей полноте. Несмотря на все потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от Православия, проявлялась на полях сражений Великой Отечественной войны.

В нынешнем году мы с вами отметили 100-летие с начала Первой мировой войны. Давайте вернемся памятью к событиям того времени.  До тех пор, пока большинство населения России было патриотически настроено, народ демонстрировал многочисленные примеры мужества и героизма. Но как только в умах произошло духовное разложение, война окончилась бесславно как для русской армии, так и для всего государства. Но самое страшное – были созданы предпосылки для разрушения Российской империи. Как видим, без патриотизма любые события и даже любые победы в конечном итоге обращаются в поражения и несут только разрушение.

Хотелось бы обозначить основные принципы патриотического воспитания, являющегося важной составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

1  принцип патриотическое воспитание начинается в семье.

Родину мы называем либо Отечество, либо Родина-Мать. От того, как ребенок научится любить своих родителей, защищать их честь, заботиться о них, зависит то, как он будет способен в будущем любить свою Родину.

Отношения между поколениями в современной ситуации переживают глубокий кризис, имеющий своим основанием оскудение любви, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Поэтому отправной точкой всех созидательных программ духовного возрождения нашего края должна стать забота о семье.

2 принцип для патриотического воспитания подростков и молодежи необходим личный пример жертвенно служащих Родине взрослых.

Это, прежде всего, офицеры и военнослужащие армии и других силовых структур, представители казачества, ветераны войны и защитники Приднестровья.  Примером своей личной жизни и служения они стараются сохранить для молодого поколения лучшие военные традиции, понятия воинской доблести и чести, помогают подготовить юношей к служению в армии.

3 принцип – патриотическое воспитание является неотъемлемой частью комплексного духовно-нравственного воспитания.

Православно ориентированная педагогика считает, что только с того момента, когда человек осознает себя связанным со своим народом, когда он начинает чувствовать себя принадлежащим к определенной «нации», его личность открывается в нем во всей своей полноте. Поэтому национальное чувство является одним из ценнейших проявлений духовной жизни человека.

4 принцип – для патриотического воспитания молодежи необходимы знание истории России и Русской Православной Церкви, понимание роли Православия в государственной, общественной и личной жизни ее граждан.

«Судьбы народа, – пишет И. А. Ильин, – сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее». Процесс патриотического вос­питания должен быть направлен на переживание чувства любви к Родине, восхищения ее героической историей, мужественностью и храброс­тью ее героев. Молодежь не увлечешь обобщенно-отвлеченными разговорами в области морали. Ей нужны живые примеры из истории и современной жизни, способные пробудить интерес к духовному опыту наших славных предков.

История нашего края тесно переплетена с историей Русской Православной Церкви, без знания которой трудно или подчас невозможно понять истинные причины многих исторических событий и мотивацию поступков тех или иных государственных деятелей. Поэтому представляется целесообразным, чтобы в  старших классах общеобразовательных школ дети имели возможность получить базовые сведения по истории Православия и по церковной истории края.

В настоящее время сотрудниками ПГИРО  разработан проект учебной программы по курсу «История мировых культур и религий», который предполагается ввести в учебный план в качестве обязательной учебной дисциплины.  На первый взгляд, это не может не радовать, однако при внимательном изучении проекта многое вызывает вопросы. Например, почему в нашем регионе, подавляющая часть населения которого считает себя православными, упор сделан не на изучение православной веры, культуры и духовных традиций, а на воспитание толерантности, т. е. терпимого отношения к любым религиозным верованиям, в том числе и деструктивным? В темах для рефератов, которые предложены школьникам, по три отведено протестантизму, исламу и буддизму, но лишь одна посвящена Православной Церкви. В помощь педагогам рекомендуется, главным образом, литература советских лет издания, когда существовал совсем иной взгляд на религию, чем ныне. Таким образом, происходит навязывание т.н. научного взгляда на мир, а по сути – атеизма. Что касается краеведческой части курса, то ей не хватает последовательности изложения. Непонятна роль религиозной культуры в жизни Приднестровья – как в давние времена, так и в настоящее время. В целом, создается впечатление, что проект программы разрабатывали люди, плохо владеющие темой и неясно – или неверно – представляющие себе цели и задачи вышеуказанного учебного курса. К сожалению, они не сочли возможным на всех этапах разработки проекта консультироваться с экспертом, который по их просьбе был прикреплен к ним от епархии -  специалистом в области как культурологии, так и церковной истории нашего края. В результате благие намерения принесли недобрые плоды.

Для человека, выросшего в границах русского мира и воспитанного в системе координат, выстроенной на базе православных духовно-нравственных ценностей,  пока еще святы и актуальны такие понятия, как СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, ВЕРА, МИР, СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. Однако уже больше, чем когда-либо, чувствуется тревога, что мы можем благоговейное отношения к этим ценностям потерять.

Сейчас  Церкви и обществу особенно важно объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к Отечеству, благоговейное отношение к при­роде и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. В условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом, мы должны приложить все усилия к восстановлению глубинных, базисных духовных ценностей, которые многие века были реальностью в исторической жизни нашего народа.

Как нам воспитать молодое поколение не равнодушными ко всему и вся любителями удовольствий и развлечений, а достойными сынами своего земного Отечества? Для этого мы должны, в первую очередь, помочь им стать православными не только по названию, но и по внутренней сути, истинными чадами Русской Православной Церкви. Созидание как государственности, так и национального характера невозможно без глубокой связи с историческими корнями народа, с его церковной и светской культурой.

Потребуется очень много наших с вами совместных усилий, чтобы возродить во всей полноте систему патриотического воспитания, чтобы воинская доблесть и честь, любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества для нашей молодежи оставались святыми понятиями.

Хотелось бы напомнить вам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Я глубоко убежден…, что если весь наш народ, народ исторической России сможет сопрягать небесное и земное, Божественное и человеческое, веру и знания, нравственность и проявления человеческой личности в социуме, мы будем очень сильными…».

В заключение хочу пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, неизменно держаться святой веры православной и жить по вере, соблюдая и исполняя священные заповеди Божии.

Мы живем в многонациональном регионе. И здесь особенно заметно, что все мы – дети Одного Отца Небесного. У нас похожие проблемы и сходные желания: мы хотим быть достойными наследия наших отцов, достойными Евангелия, которое учит нас всех любить, быть взаимовежливыми и доброжелательными, помогать друг другу, несмотря ни на какие временные различия.

Будем помнить, что Отец Небесный всегда с нами, что Он готов даровать нам всё – лишь бы мы отвергли зло, были достойными носимого Креста и каждый шаг нашей жизни направляли ко Господу.

«Есть только один путь – путь с Богом, – напоминает нам Святейший Патриарх Кирилл. – И если мы пойдем по этому пути, никакие опасности ни в общественной, ни в государственной жизни не поколеблют нашего духа; никакие скорби не надломят нас и не омрачат нашу жизнь. Потому что если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы разрушить нашу жизнь».

Благодарю за внимание.

Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский

25 августа 2014 г.